«Чтобы взрастить талант, главное – не мешать ребёнку выражать себя»

Очередную встречу в радиоэфире провели корреспонденты школьного радио, ученики 8 «А» класса МБОУ Кыштовской СОШ №1 Данила Пигорев, Фёдор Борзых-Летов и Диана Петухова. Собеседником ребят стала Почётный работник образования, ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы Лариса Викторовна Голактионова.

– Лариса Викторовна, сколько вы преподаете в нашей школе?

– Я работаю в школе уже почти 40 лет: в июле этого года будет юбилей моей педагогической деятельности.

– Почему вы выбрали именно эту профессию и почему именно эти школьные дисциплины [русский язык и литература]?

– На выбор моих дисциплин оказали влияние, прежде всего, мои школьные учителя. Это Клинцова Валентина Алексеевна, которая дала нам великолепные знания русского языка, и Толочко Марина Николаевна, которая влюбила нас в литературу. Также хочу сказать, что на выбор моей профессии оказали влияние мои подруги и окружение моих друзей. Получилось так, что все пророчили мне судьбу торгового работника: моя мама занимала очень высокий пост торгового работника. А у моих всех подруг были мамы учителя. И мне всегда нравилось то, как много они уделяли времени и внимания своим детям, занимались с ними, чем была обделена я. И вот получилось так, что моя лучшая подруга, с которой я просидела за партой 10 лет, стала торговым работником, а я стала учителем.

-Лариса Викторовна, что значит для вас быть учителем?

– Это, прежде всего, огромная ответственность за тех, кого мы обучаем. Быть учителем для меня – это быть наставником, советчиком. Я считаю, что Учитель – это тот человек, который всегда интересен и родителям, и детям. И в этом я считаю, главное.

– За что вам, как учителю, бывает обидно?

– Обидно бывает, что иногда дети обижают учителей. И когда видишь, что учитель готовится, расположен к детям, с какой-то инициативой пытается их заинтересовать, а встречает в ответ обратную реакцию – вот это обидно.

– Есть ли у вас совет как оторвать детей от гаджетов и увлечь их литературой?

-Считаю, что гаджеты не всегда мешают ребенку знакомиться с литературой. И мы пользуемся ими, на самом деле. Тот, кто любит читать, гаджет ему не помеха. Нужно заинтересовать подростков литературой, и это можно сделать при помощи различных проблемных ситуаций, ответ на которые можно найти в каком-то произведении. Я считаю, что моя задача как учителя литературы, чтобы ребята примерили маски литературных героев и не совершали ошибок, которые совершают герои. И именно по их примерам учились делали выводы.

– Что самое интересное в вашей профессии?

– Интересно, что каждый день разный. Ни один день, ни один урок за мои 40 лет работы не повторились. Разнообразны не только уроки, но и ученики, их поколения. Сегодняшние дети совсем не те дети, и, конечно, это вызывает интерес к работе, потому что приходится постоянно меняться, совершенствоваться.

– С героиней какого произведения вы себя ассоциируете?

-Здесь однозначно ответить очень сложно. Это несколько героинь: и Наташа Ростова, потому что приходилось совершать очень много ошибок. Это и трудолюбивая Золушка, потому что приходится много трудиться. Романтичная, как Ассоль, самоотверженная, готовая на жертву, как Маргарита. И ищущая свободы, как Катерина.

– Как вырастить талантливого ученика?

– Думаю, что для того, чтобы взрастить талант, главное – не мешать ребенку выражать себя. Не мешать писать, думать. Приветствовать каждое его творческое самовыражение. Это первые стихи, это первые его рассказы. Есть такие ребята, которые пишут у нас. Ну и, конечно, вовлекать его в различное конкурсное, олимпиадное движение, публиковать свои результаты.

– В чем бы вы могли посочувствовать своим ученикам?

– В том, что у большинства огромная перегрузка. Они стараются успеть везде: и в спорте, и в творческой жизни, и в дополнительном образовании. Они посещают различные кружки, большинство ребят я стараюсь привлечь к различным конкурсам, но это тоже перегрузка. Тем ученикам хочется посочувствовать, которые хотят везде успеть.

– Лариса Викторовна, какие вы имеете награды за ваш огромный вклад в образование?

– Я являюсь почетным работником образования РФ, почетным работником образования Новосибирской области, занесена в Книгу «Лучшие люди России», в электронную книгу почета Новосибирской области, являюсь победителем трех нацпроектов образования, являюсь лауреатом конкурса «Учитель года», награждена многими грамотами муниципального, регионального и даже всероссийского уровня. Но главной наградой я считаю благодарность учеников и родителей, когда действительно слышишь эти слова благодарности. А если говорить о тех наградах, которые я перечислила, то одной из значимых является участие в региональном конкурсе «Учитель года». Это самый сложный конкурс, потому что именно в этом конкурсе демонстрируется педагогическое мастерство, и он потом учитывается при участии в других конкурсах. Это конкурс на проверку учителя, на пересмотр своей педагогической деятельности.

– Ваша профессия имеет продолжение в ваших учениках?

-Да, безусловно. Я с гордостью могу заявить, что 9 учителей в нашей школе – это мои выпускники. Также хочу сказать, что именно учителями русского языка и литературы мои ученики работают в различных районах нашей области, их уже больше 10 человек. Ну и конечно очень радует, что ребята выбирают сегодня профессию учителя.

– Спасибо, Лариса Викторовна, за ваш труд, за нас, учеников. Нам с вами очень повезло. Здоровья, удачи и счастья.