Виктор Григорьевич Косьяненко: «Школа должна быть, с одной стороны, современной, а с другой – консервативной»

Виктор Григорьевич Косьяненко – директор гимназии №1 города Новосибирска, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения РФ.

Виктор Григорьевич, вы осознанно пришли работать именно в сферу образования?

Я за компанию с друзьями после школы вместо педагогического института пошел в медицинский. Три месяца проучился и бросил: это было не мое. Глубоко уверен, что учитель должен работать по призванию, а врач – тем более. Имея музыкальное образование, в 18 лет начал работать в 86-й школе Ленинского района учителем музыки, а затем и немецкого языка. Параллельно учился на заочном отделении в Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков.

Кто для вас является авторитетом в педагогике?

Антон Семенович Макаренко. Его феномен – соединение образования с производительным трудом. В непростые времена, соединив труд и образование, он добился поразительных результатов в воспитании подростков со сложной судьбой. Дети работали, учились, зарабатывали деньги. Макаренко упрекали, что отношения складываются «не социалистические». Я прочитал практически все, что издавалось в СССР о Макаренко. В беседах с родителями учеников часто привожу высказывание Антона Семеновича: «Что самое опасное в семейном воспитании? Родительская любовь в лошадиных дозах». Сейчас это особенно актуально.

Как получилось, что школа №42, которую вы много лет возглавляете, стала первой в городе гимназией?

Я пришел работать в школу №42 в ноябре 1988 года. «Девяностые» хоть и называют «лихими», но в образовании это были наиболее интересные годы. Школам позволяли экспериментировать. Именно тогда появились первые гимназии, лицеи, новые образовательные учреждения с новыми программами. Было меньше формализма, а больше – свободы творчества.

Это совпало с началом моей работы здесь. Коллектив чувствовал, что готов к интересным переменам и изменениям, и кадровая база была хорошая. Школа стала претендовать на присвоение статуса гимназии. Наше заявление было не первым, но нам решили дать первый номер. В этом, я думаю, заслуга школы №42 с ее богатыми традициями. Так в 1996 году и появилась гимназия №1. А процесс совершенствования продолжается и сейчас.

Сложно руководить гимназией, сохраняя ее лидерские позиции на протяжении многих лет?

Знаете, сфера образования очень чувствительна, и здесь должны руководить и управлять профессионалы высочайшего класса. От директора больше требуется менеджерских знаний. Наверное, это правильно, потому что сейчас время рыночной экономики. Но от этого становится немного грустно. Считаю, что директор в первую очередь должен быть учителем. Хотя, конечно, надо быть и юридически, и экономически образованным.
Что касается роли директора, то в шутку говорю: «В школе должен быть один бездельник – это директор». Задача директора – организовать работу других.

Получается, остальное дело – за кадрами?

Да, кадры у нас хорошие, сильные. В последние несколько лет происходит смена поколений. Много очень сильных учителей, проработавших в школе десятки лет, ушли на пенсию. Администрация школы, считаю, провела правильную политику омоложения педагогического состава. Я рад, что у нас на смену опытным кадрам пришли молодые, интересные, творческие учителя. Среди них много мужчин, это положительно влияет на общую атмосферу в педагогическом и ученическом коллективе. В ближайшее время мы должны сделать все, чтобы молодые педагоги подхватили традиции нескольких поколений и несли их дальше.

Фотографии из личного архива В. Г. Косьяненко