Познакомимся с ещё одной представительницей прекрасного пола, посвятившей
свою жизнь, казалось бы такому трудному мужскому делу, как строительство автомагистралей.
Васса Меркурьевна Москвитина – ветеран труда новосибирского Территориального управ-
ления автомобильных дорог.
Свою профессиональную деятельность после окончания в 1959 году Томского инженерно-строительного института по специальности «Автомобильные дороги» В. М. Москвитина начала в Красноярском крае в качестве старшего инженера Большеулуйского ДЭУ-323. Проработав в течение двух лет, приобретя там свой первый трудовой опыт, она вместе с мужем, тоже дорожником, переезжает в Новосибирск.
Васса Меркурьевна, расскажите, пожалуйста, как сложилась ваша
жизнь в Новосибирске?
В Новосибирск мы приехали в 1961 году и больше место жительства не меняли: в течение пятидесяти лет я работала на дорогах Новосибирской области. Новосибирск стал для меня родным: сколько земли здесь перерыто моими руками, сколько километров дорог исхожено-изъезжено! Когда мы приехали сюда, думала, отдохну. Прежняя работа была изматывающей. Но это только казалось, что хочется отдохнуть. Пришёл как-то муж домой, протягивает бумажное объявление, тогда их на столбах расклеивали: хочешь, говорит, на работу? Требовался как раз инженер дорожник. Я недолго раздумывала: конечно, хочу! Так в моей трудовой книжке появилась запись: «Принята старшим инженером-лаборантом в центральную лабораторию Новосибирского областного дорожно-строительного треста». Через четыре года меня назначили начальником этой лаборатории, в этом статусе я и проработала двадцать пять лет.
А чем занималась специалисты вашей лаборатории?
Основными направлениями нашей деятельности были контроль качества строительства и ремонта дорог и внедрение новых дорожных мате риалов. В лаборатории мы проводили испытание материалов, а на дорогах контролировали всё, начиная от земляного полотна и заканчивая покрытием, каким бы оно ни было. Только проектировщики выдали проект, геодезисты провели разметку – я уже на дороге. Чтобы качество строительства
полностью соответствовало параметрам, заложенным в проекте, нужен неустанный контроль. Вот мы и не уставали трудиться: буквально жили на дороге. Когда в 1962 году построили первый асфальтобетонный завод на Затулинке, мы проверяли качество его продукции прямо на дороге. Совместно с заводскими мастерами мы проверяли смесь для дорожного покрытия на соответствие требованиям ГОСТа. Нужно отметить, что наша область богата отличным каменным материалом, необходимым для изготовления асфальто бетона. Наши каменные карьеры – Буготакский, Искитимский, Медведский поставляют прекрасный щебень. Когда я в Москву привозила и показывала образцы, все очень удивлялись и хвалили их высокое качество.
Ваши контрольные проверки всегда давали положительную оценку или всё-таки бывали погрешности в работе?
Не всегда. Например, проверяем земляное полотно. Вижу, что оно плохо укатано. Останавливаю работу и говорю дорожному мастеру: «Начни катать снова с этого места, когда хватит, скажу». Подчинялись беспрекослов
но. Всё это происходило безо всяких протокольных актов, без бумажных распоряжений, а исключительно в живом общении на основании доверия ко мне, как специалисту. Никаких особенных административных функций у меня не было. Только профессиональный подход и требования к качеству. Хотя, как у начальника лаборатории, у меня было право приостанавливать строительные и ремонтные работы в случае обнаружения дефектов. После переделки я ещё раз проверяла и только тогда принимала работу. Дорога сдавалась в эксплуатацию исключительно на основании положительного лабораторного заключения. Нужно сказать, что дорожные объекты, построенные под нашим контролем, оказались долговечными. Например, в Маслянинском районе дорога исправно служит уже двадцать лет. Мы на такой срок даже не рассчитывали: по стандартным нормативам срок износа дороги с асфальтобетонным покрытием составляет от десяти до двенадцати лет. Но так вот получилось. Только сейчас там потребовались ремонтные работы.
А как, вообще, оценивается качество дороги, какой смысл вы вкладываете в этот термин?
Мне трудно популярно ответить на ваш вопрос. Качество – это очень профессиональное понятие. Это не только соответствие материала покрытия ГОСТу. Проверка учитывает, и как изготовлен материал, и насколько грамотно, и на какое основание уложен. То есть, должно иметь место комплексное соответствие каждого отдельного этапа работы установленным стандартам и проекту: это и необходимая высота насыпи, и высокая степень уплотнения земляного полотна, и, как завершающая стадия, само покрытие. Качественный контроль – это залог долговечности дороги.
А что значит «лабораторное испытание материала»?
Берётся кубик дорожного покрытия размером пятнадцать на пятнадцать сантиметров, проверяется на изгиб, на прочность. Каждая марка имеет установленный стандарт прочности. Прежде чем в строительный сезон по крытие наносится на дорогу, зимой в лабораторных условиях подбирается подходящая марка смеси.
Ваша лаборатория всегда была подразделением ТУАДа?
Структура государственного дорожного управления менялась не один раз.
После всех реформ – сегодня это Территориальное управление автомобильных дорог. Лабораторные исследования и контроль строительства – функция государства, поэтому мы и входим в состав ТУАДа как государственного учреждения.
Васса Меркурьевна, а на каких дорогах вы работали?
Практически на всех. Большая и интересная работа была на дороге Новосибирск–Барнаул. Это было продление старинного Чуйского тракта. Дорога строилась встречным способом: мы шли от Бердска до границы Новосибирской области, алтайцы – нам навстречу. Соединились мы в 1967 году. Это была первая дорога с цементобетонным покрытием – своего рода технологический прорыв. В основном же мы работали на областных дорогах. Я уже упоминала дорогу «легендарной долговечности» в р. п. Маслянино.
Не все дороги выдержали такой героический срок, однако в целом износоустойчивость всех подопечных нам дорожных участков оказалась вполне достойной. Какие-то частичные разрушения, возможно, и были, но это единичные случаи.