Воспоминания выпускницы 1966 года школы № 156 г. Новосибирска, Дашковой Клавдии Семёновны.
В моей жизни было три школы: две, в которых я была ученицей, и одна, где работала учительницей немецкого языка сразу после института. Дорога к профессии началась ещё в школе. Огромное спасибо за знания, которые дала наша дорогая Антонина Фёдоровна!
Но сначала несколько слов о нашем незабываемом 9″ Б”. В классе было очень много девочек и всего три мальчика. Они были тихие, бесконфликтные, очень застенчивые. Лев Зобин и Валерий Данильчев успешно окончили медицинский институт и посвятили себя благородной профессии врача. Такими выпускниками школа может гордиться по праву! Что касается ребят из параллельного класса «А», помню, Сергея Грановесова. Умный, талантливый и харизматичный, он стал артистом театра, а его одноклассник Андрей Малюков – известным режиссёром, создавшим такие фильмы, как «34- скорый», «В зоне особого внимания», «Мы из будущего» и ещё много других фильмов и сериалов.
Прекрасно помню всех учителей – предметников. Нам определённо повезло со временем, на которое пришлась наша юность. Мы тогда много читали: классиков, современную прозу и поэзию, иностранную литературу. А как я любила писать сочинения! И литературу олицетворяю с нашей милой, симпатичной Зоей Михайловной Пушкаревой.
А разве можно забыть преподавателя истории Иосифа Борисовича Меклера, который прекрасно знал и любил свой предмет и был единственным за все годы учёбы в школе, кто называл учеников на “Вы”. А на уроки географии с восторгом и замиранием сердца шли все девочки. Божественно красивый брюнет гренадерского роста, интеллигентный, с застенчивой улыбкой и великолепным знанием предмета! И был-то он всего на восемь лет старше нас. Этот Учитель и замечательный Человек – Леонид Прокофьевич Чернобай, который с радостью встречается и сегодня со своими любимыми учениками и продолжает неутомимо писать книги по краеведению.
Да, нам действительно очень повезло! Это было время, когда в школе ещё “водились” учителя – мужчины! Мальчикам нашим было, на кого равняться. Как приятно это сейчас вспоминать!
А теперь о главной «мелодии» моей профессиональной жизни. О немецком языке, конечно же! В 1964 году в городе открыли два класса с углублённым изучением немецкого: в нашей новой школе № 156 и в школе №12, в центре Новосибирска, известной своими успехами и славными традициями. Наша учительница немецкого языка и классный руководитель была на 13 лет старше нас. Мы, девочки, конечно, обратили внимание на её всегда безупречную причёску и хороший вкус. Сейчас могу точно сказать, что в образе нашей учительницы не было ничего романтического, зато была верность строгой классике и элегантность.
Имея огромный опыт преподавания, я сейчас понимаю, что значило для Антонины Фёдоровны – создать программу и разработать методику преподавания немецкого языка в экспериментальном классе. Ведь ничего подобного у нас до сих пор не практиковалось. Целый класс надо было обеспечить учебными пособиями, раздаточными материалами – ведь готовых учебников для таких целей тогда не было, надо было все собирать по крупицам. А ведь в то время не было возможности ксерокопирования, возможности для аудирования оставляли желать лучшего, мягко говоря. И, как мне потом, уже через много лет, моя дорогая учительница рассказывала, всё время её не покидал вопрос: а справлюсь ли я со всем этим? Ведь ещё было классное руководство! Уж я-то знаю это не понаслышке, так как сама проработала три года во всех этих ипостасях после института в сельской школе по распределению.
Да, Антонина Фёдоровна – великая труженица и первопроходец! Ей пришлось всё создавать с нуля. И наша учительница справилась с этим блестяще! Как мы любили эти уроки немецкого: ни один урок не был похож на другой! А ещё в то время было принято переписываться со сверстниками из социалистических стран. И в этом плане наша учительница нам помогала: она получила от друзей из ГДР адреса немецких школьников, которые раздала всем желающим обрести друзей по переписке.
Переписка с немецкими школьниками – это особая глава в жизни. Регулярная переписка укрепляла любовь к языку, мы узнавали много новых слов, выражений, знакомились с молодёжным сленгом, обменивались своими фотографиями и фотографиями известных киноактеров своих и зарубежных стран, красивыми открытками с видами городов. Я запоминала целые предложения после однократного прочтения письма без каких – либо усилий. Это был, безусловно, прекрасный стимул идти в освоении языка дальше, было эмоциональным и культурным обогащением и великолепной языковой подпиткой. А ожидание писем было всегда волнительным и прекрасным!
Любовь к языку привели меня в педагогический институт. Две ученицы из нашего класса – Анна Золотухина и я поступили на факультет иностранных языков, сдав всего один экзамен по немецкому языку на «отлично», так как окончили школу с медалями: Аня – с золотой, я – с серебряной. А конкурс был в год нашего поступления очень большой!
После трех лет работы в школе в селе с поэтическим названием «Вьюны» и не менее впечатляющей природой и пейзажами я вернулась в родной институт уже в качестве преподавателя немецкого языка на кафедре иностранных языков. Очень много пришлось поработать и переводчиком, причём, начало было положено уже после третьего курса.
Вот такое замечательное время и такая прекрасная школа были в моей жизни! Можно сказать, я вытянула счастливый билет в профессию, которая была и призванием, и любимым занятием.
С огромной благодарностью и глубоким уважением к нашей любимой школе № 156 и её незабываемым Учителям – выпускница 1966 года Дашкова Клавдия Семёновна.