Ирина Михайловна Михно – директор Второй Новосибирской гимназии, заслуженный учитель РФ, дважды обладатель звания «Директор года».
Ирина Михайловна, с чего начиналась ваша карьера руководителя?
Я начинала работать директором, не имея никакого управленческого опыта. И в этом были свои плюсы. Как нынешние, так и ранее действующие законы не всегда позволяют придумывать и воплощать свои идеи, творить: они создают рамку, из которой порой не вырваться. А когда у директора опыта нет, когда он еще молод и бесстрашен, когда еще нет полного понимания ответственности за принятые решения, тогда он может позволить себе такую роскошь, как мечтать и осуществлять, не оглядываясь на нужные согласования. Со мной случилось именно так.
Когда я пришла в школу-новостройку, было желание создать уютную, добрую, красивую школу, чтобы ее любили дети, бежали сюда с удовольствием. С самого начала мне хотелось видеть в нашей школе красивых, молодых, интересных учителей, и я таких подбирала.
Вторая Новосибирская гимназия регулярно попадает в рейтинги лучших школ региона, страны, а ваши учащиеся и выпускники достигают больших успехов. За счет чего это удается, на ваш взгляд?
В первую очередь, благодаря хорошему профессиональному коллективу, в котором учителя приходят на работу не ради зарплаты, а потому, что школа стала их призванием. Может быть, это звучит пафосно, но поверьте, что здесь работают люди, которые уже не могут жить без школы. Они не считаются со временем, не ждут выходных, готовы в любой момент подняться, поехать, чему-то новому учиться. Имея такой коллектив, можно идти уверенно, смело. Нашим учителям интересно все новое, никто не хочет отставать, все постоянно учатся, а у таких учителей не может быть других учеников. Все взаимосвязано. Увлеченные учителя увлекают детей своими предметами, вызывают хорошую мотивацию к учению.
В нашем коллективе модно быть успешным, грамотным, современным среди учителей и учеников. Дети не стесняются серьезно готовиться к урокам, чтобы отлично ответить у доски, каждый стремится сделать свою презентацию одной из лучших, успешно сдать экзамены, написать на «отлично» контрольную работу. Это вызывает гордость, таких детей в гимназии уважают.
В чем изюминка вашей образовательной организации?
Мы понимаем, что не каждый ребенок может проявлять способность к математике или физике, не все способны полюбить химию, но это совершенно не страшно, это естественно. У нас много детей, которые могут изучать химию только на базовом уровне, но ставить при этом спектакли, выступать и выигрывать встречи в КВН и чувствовать себя успешными и авторитетными в ученической среде.
Для этого в гимназии создана хорошая система дополнительного образования. Она возникла не на пустом месте. В 90-х годах, когда можно было искать и фантазировать, мы разработали модель нового типа учреждения – «гимназия развития творческих способностей». Эту модель мы потом претворяли в жизнь, дважды выиграли грант, были награждены техникой, которую в те времена в школах не знали и не видели.
В этой модели нами была прописана система сохранения и укрепления здоровья учащихся – так и возник наш лечебно-оздоровительный центр со своими кабинетами и медицинскими сотрудниками. И взрослый, и ребенок при первом же недомогании имеет возможность обратиться к врачу за помощью, не выходя из гимназии. На базе центра проводятся профилактические мероприятия, реабилитационные, оздоравливающие. Большое внимание уделяется правильному питанию детей.
Я стремлюсь к тому, чтобы дети, которые проводят большую часть дня в школе, имели возможность отдохнуть, зайти в библиотеку, в столовую, позаниматься в кружках и секциях, и чтобы их везде окружали уют, чистота и уважение.
Какова, по вашему мнению, основная миссия современной школы?
Школа должна не только учить, но и воспитывать своих учеников, несмотря на столь сложные времена. Мы, конечно, создаем свой мир, свою среду в гимназии, свое сообщество. Но нередко, выходя за пределы этого сообщества, в жизни дети наблюдают совсем другие примеры. Эти противоречия затрудняют работу школы, требуется гораздо больше усилий.
Я говорю учителям: «Нам нужно быть более убедительными, нужно искать особые приемы работы с детьми, чтобы оставить гораздо глубже след от того, что он увидел и услышал в школе, чем от того, что он увидел за ее пределами». Мы стремимся противостоять всему плохому, воспитывать грамотных, творческих, здоровых людей – не только физически, но и нравственно.
Фотографии из личного архива И. М. Михно