Григорий Авраамович Шихваргер: «Педагог – это самая сложная профессия»

Григорий Авраамович Шихваргер работал директором школы № 56 и школы № 97, директором УПК Октябрьского района, заместителем начальника управления образования мэрии Новосибирска, заместителем директора ДТДиУМ «Юниор». Отличник народного просвещения, ветеран труда, Заслуженный учитель школы РСФСР, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II».

Григорий Авраамович, почему вы решили связать свою жизнь с профессией педагога?

Для нас, мальчишек послевоенного времени, военные специальности были мечтой, это было очень престижно. Еще ценились такие профессии, как моряк, летчик, инженер. Поэтому я никогда не мечтал быть учителем. Я скажу больше – мне было стыдно считаться учителем, мне казалось, что работа с ребятами – это женское дело… Поэтому после окончания школы я пытался поступить в технический вуз, но получилось пройти именно в педагогический. Знаете, уже много лет прошло, но я бы повторил свой путь, ни о чем не жалею! Я понял, что педагог – это самая сложная профессия. 

Как складывалась судьба после окончания института?

Я начал работать в школе №56 на улице Инской в Октябрьском районе с августа 1961 года, меня сразу назначили заместителем директора по производственному обучению. В этой школе мы создали почти единственный в России цех на заводе «Электросигнал», где ребята производили готовую продукцию. Наш опыт работы изучался Министерством образования СССР, это было значительным вкладом в развитие производственного обучения школьников.
В 1967 году я стал директором школы №97, здесь мы активно работали по профориентационному направлению. Это было серьезное наблюдение за ребенком: практически с начальной школы заводился дневник, где можно было отслеживать интересы, склонности, результаты, и это уже было первичной основой для объективного совета ребенку по поводу будущей профессии.

Продолжали в этой школе деятельность по производственному обучению?

Да, нам удалось создать в городе уникальный учебно-производственный комбинат! У нас была интересная структура: 5 кабинетов профориентации по основным направлениям, цеха внутри комбината и на предприятиях. Плюс со мной работали профессиональные психологи, физиологи, и все это в той или иной степени позволяло давать научно обоснованные консультации и советы выпускникам. На выпускные экзамены мы приглашали представителей вузов, и они брали на заметку кого-то из ребят, у некоторых были преимущества при поступлении. С опытом работы УПК знакомился тогда министр просвещения РФСР А.И. Данилов!

Почему согласились в 1990 году уйти из школы и стать заместителем начальника управления образованием?

Знаете, мужчины – существа самолюбивые и честолюбивые, и я пошел с удовольствием. Я полагал, что могу сделать очень многое. Но, оказывается, это очень сложная должность… В то время начали закрывать учебно-производственные комбинаты – я считаю, это большая ошибка, это было единственное место в школе, где можно было что-то делать своими руками.

Что же удалось сделать на этой должности?

В моем кабинете «родились» детские спортивные игры школьников. Первые игры мы устроили у цирка, за них отвечал Железнодорожный район. После подведения итогов первых игр остальные районы захотели повторить и даже сделать лучше, в это «соревнование» включились главы всех районов. Так это стало значимым для города событием в сфере спорта.

Еще одно достижение – Автогородок. Это не лично мое произведение, но я принимал решение, и он сейчас стал знаковым для города.

Следующее важное направление – детские дома. Когда я пришел в мэрию, их было несколько в городе. Что такое детский дом тех времен? 170 и более детей. С моей точки зрения это ужас. Я поставил задачу, чтобы в каждом районе был свой детский дом, и чтобы он был маленький – до 50 человек. И нам это удалось.

Мы уделяли внимание глухонемым детям, возникла идея открыть в городе институт реабилитации – высшее учебное заведение. Сейчас это факультет при НГТУ.

Спустя какое-то время вы ушли и из мэрии…

Понимаете, на всех местах, где бы я ни работал, у меня были творческие дела, которые оставили след в образовании города. В мэрии я еще мог немного работать, но я ушел, потому что там не мог бы сделать больше ничего ни для себя, ни для города. 
Я создал отдел по патриотическому воспитанию при «Юниоре». Мы активизировали школьные музеи: их было тогда около 40, сейчас 160.

В свое время вы большое внимание уделили профориентации школьников. Как считаете, сейчас этот вопрос все еще актуален?

Я думаю, что проблема профориентации школьников как была, так и осталась. Дело в том, что мы все время уделяем внимание знаниям. Это здорово, но мы мало делаем в плане будущего наших выпускников. Сейчас, к примеру, стало много экономистов, менеджеров, юристов – в них есть потребность, это высоко оплачивается, и, конечно, школьник выбирает эти специальности. Сказать, что это основано на осознанном личностном выборе, я не могу. 

Фотографии из личного архива Г. А. Шихваргера