Кривенко Алла Григорьевна
Инерция мощного «наступления на бездорожье» сохраняется практически до конца века. Ветераны-дорожники почти единогласно признают, что ни «застой», ни «перестройка», в отличие от других сфер экономики, дорожную отрасль не разрушили. Напротив, эти годы многие называют наиболее благоприятными. Воспоминаниями о своей «дорожной судьбе», о судьбе новосибирских дорог делится Алла Григорьевна Кривенко, Заслуженный строитель России, первый и единственный директор Дирекции строящихся дорог при Новосибирском Облдоруправлении (1965–1989). Дирекция строящихся дорог – это своего рода передовая линия дорожного фронта. А. Г. Кривенко, говоря военным языком, – командующий фронтом. Без её участия не обходились ни проектирование, ни начало работ, ни контроль строительства, ни сдача объектов в эксплуатацию.
Алла Григорьевна, расскажите, прежде всего, о себе: каким штормом занесло красивую юную девушку в суровую бездорожную Сибирь?
Советское время было очень романтичным. Помните: «Я уехала в знойные степи, ты ушёл на разведку в тайгу…». Наше поколение бурно откликалось на вызовы времени. Среднюю школу я закончила в 1957 году в Сталинграде: переименован в Волгоград он был позже. Училась хорошо, и моя мама очень хотела, чтобы я стала врачом. Но медицина была не для меня. Болезни, больницы, кровь и боль: я даже подумать не могла, что с этим
можно связать всю жизнь. Наши школьные баскетболисты, а я, между прочим, мастер спорта по баскетболу, всей командой после окончания школы двинулись в Инженерно-строительный институт, и я вместе со всеми. Но
факультет выбрала самостоятельно: «Автомобильные дороги». Эта специальность показалась мне самой, что ли, восторженно-приключенческой. И в 1962 году закончила его с красным дипломом уже в Волгограде. Тогда, как вы помните, существовала практика распределения выпускников. Я была третьей по списку, могла выбрать место работы и поближе к дому, но уж ехать, так ехать! И я выбрала Новосибирск. Меня привлекло не только расстояние, но и особенности города. Я знала, что в Новосибирске Театр Оперы и балета был открыт в 1945 году, прямо в день Победы. Это как символ новой мирной жизни. Представляете, в день победного
окончания самой страшной войны где-то далеко в Сибири открывается Храм искусства! Знаковое событие!
В Новосибирск я приехала 19 августа 1962 года. Направление на руках было в Дорожно-строительное управление при Новосибирском Облисполкоме. Принял меня главный инженер Михаил Константинович Филимонов. Оказалось, что высшее специальное образование есть только у него и у меня. И мой стремительный карьерный рост обусловлен именно этим обстоятельством: в основном тогда в Облдоруправлении работали специалисты, закончившие Томский автодорожный техникум, хотя и ра-
ботала я, конечно, профессионально и ответственно. В 1964 году меня назначили уже главным инженером Облдоруправления.
Вы приехали: ваши первые впечатления? Какими вам показались наши
дороги?
Первое впечатление, что в Новосибирской области вообще нет дорог, правда, существовала утверждённая Минавтошосдором «Схема дорог». Когда пришлось поближе познакомиться с дорогами, обозначенными на этой схеме, оказалось, что все они имеют «нулевые отметки», все они грунтовые или, в крайнем случае, «грунтово-улучшенные» местными материалами. Сыпали, что под руки попадёт: никакая технология не со-
блюдалась. Всё это в процессе эксплуатации перемешивалось, и в итоге, «улучшенная дорога» мало чем отличалась от обыкновенной грунтовки. Правда, тридцать километров «целинных» дорог Барабинск–Здвинск и
Каргат–Кочки были приведены в порядок за счёт «Программы освоения целинных и залежных земель» (1955–1956). Единственная дорога, которая была более или менее реконструирована, – это дорога, вынесенная в 1959 году из зоны затопления строящегося водохранилища, Новосибирск–Ордынское. Её чуть-чуть приподняли над «0» и отсыпали томским гравием. Своего гравия у нас нет. Когда в 1962 году в Верх-Туле был открыт первый
асфальтобетонный завод и были уложены первые четыре километра асфальтобетонного покрытия, трасса шла уже по новому направлению, в обход всех населённых пунктов.
Чем объяснялось такое повышенное внимание именно к этой дороге?
Она вела в хлебные южные районы области, а «хлебный» вопрос в области, как и в целом по стране, являлся приоритетным. Итак, за исключением трёх названных дорог, в области полное бездорожье, хотя схема бластных дорог, утверждённая Минавтошосдором РСФСР, предусматривала: три дороги государственного значения Омск–Новосибирск, Новосибирск–Кемерово и Новосибирск–Бийск–Ташанта; четыре дороги республиканского значения, соединяющие РСФСР с соседними республиками; десять дорог областного значения, связывающие районные центры с областным центром или с железнодорожными станциями. Облдоруправление фактически занималось не строительством новых, а содержанием имеющихся дорог. Движение в дорожном строительстве
оживилось примерно в 1961 году, когда первым заместителем министра АВТОШОСДОРА РСФСР был назначен Алексей Александрович Николаев. С его приходом наметилась какая-то перспектива. Будучи вторым, а
с 1969 года первым лицом в дорожном министерстве, он возглавлял отрасль до 1985 года. И, фактически, поставил её на ноги.