«Новосибирская область – регион науки, инноваций и технологий. У нас много традиций в воспитании и образовании. Качественное и доступное образование для всех и каждого – необходимое условие поступательного развития нашего региона. Система образования Новосибирской области не раз подтверждала это своими успехами и победами наших детей и молодежи, педагогов и руководителей системы образования», – отмечает министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.
Система образования Новосибирской области включает в себя:
- 1022 образовательных организации дошкольного образования, в том числе 21 негосударственная;
- 969 общеобразовательных организаций, из них 17 негосударственных организаций и 28 организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- 118 организаций дополнительного образования;
- 74 образовательные организации среднего профессионального образования;
- 22 образовательных организации высшего образования.
На территории Новосибирской области работают 50693 педагогических работника, в том числе 26269 человек – в общем образовании, 14962 – в дошкольном, 5958 – в дополнительном образовании, 3504 в системе СПО. Более 60% педагогов имеют квалификационные категории (высшую и первую), большинство (более 90%) являются участниками профессиональных конкурсов.
С 2020 года в Новосибирской области реализуется программа «Земский учитель». За три года реализации программы «Земский учитель» привлечено 158 педагогов, наблюдается высокий спрос на участие в данной программе, в Новосибирской области конкурс на одно место участника программы составляет порядка 5 человек.
Школы показывают высокий результат по ЕГЭ: в 2022 году доля выпускников, получивших суммарно по трем предметам от 251 до 300 тестовых баллов, увеличилась на 1,7 % по сравнению с 2021 годом.
В Новосибирской области профессиональными образовательными учреждениями реализуется более 180 программ среднего профессионального образования, ежегодно вводятся новые профессии и специальности, отвечающие запросам предприятий и организаций реального сектора экономики. За период с 2013 по 2020 годы в областной системе среднего профессионального образования введены 88 новых профессий и специальностей, подготовка по которым ранее не осуществлялась. В 2021 году введены еще 5 новых профессий и специальностей СПО, в том числе две программы из перечня ТОП-50.
В 2018-2021 годах завершено строительство и введено в эксплуатацию 63 объекта образования, из них 44 детских сада на 8 072 мест и 19 школ проектной мощностью 15 368 мест. В 2022 году планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию 5 объектов образования, из них 4 школы проектной мощностью 3 205 мест и 1 детский сад на 230 мест. Кроме того, в 2022 году будет продолжено либо начато новое строительство 20 объектов образования, из них 17 школ проектной мощностью 10 236 место и 3 детских сада на 540 мест, с вводом их в эксплуатацию в 2023-2024 годах.
В период 2022-2023 на территории Новосибирской области в рамках мероприятий по модернизации школьных систем образования государственной программы «Развитие образования» капитально ремонтируются 25 общеобразовательных организаций. На данные цели выделено 1 255 797,82 тыс. рублей. С 1 сентября этого года образовательный процесс в штатном режиме начали 6 отремонтированных школ.
В Новосибирской области созданы: центр «Альтаир», «Кванториум», 252 «Точки роста», а к концу 2024 года их будет открыто еще 131. В этом году ко двум Центрам цифрового образования «IT-куб» будут открыты еще три: в Татарском и Карасукском районах, а также в г. Новосибирске.
В инфраструктуру ресурсной базы региона входят:
- 20 отраслевых ресурсных центров (17 отраслевых советов работодателей и представителей органов государственной исполнительной власти);
- 20 специализированных центров компетенций (СЦК), аккредитованных по стандартам Ворлдскиллс;
- инновационная площадка сетевого взаимодействия на базе Новосибирского технического колледжа им. А.И. Покрышкина, ставшая ядром, объединившим учебно-материальные ресурсы более 10 профессиональных образовательных организаций региона в области «Машиностроение»;
- Центр опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области;
- базовая профессиональная образовательная организация по вопросам развития инклюзивного профессионального образования и сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, созданная на базе Новосибирского профессионально-педагогического колледжа.
Отличительными особенностями образования Новосибирской области являются:
- выстроенная непрерывная региональная модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, независимо от места проживания, образовательных потребностей и социального статуса ребенка; участие в профильных программах РЦ «Альтаир» по модели ОЦ «Сириус» от образовательной организации через муниципальные центры развития талантов;
- развитие технологического образования, начиная с дошкольного и начальной школы, внедрение образовательных технологий развития предынженерного мышления, техническое творчество, робототехника, экспериментирование и проектирование, основы технического моделирования и конструирования, познавательно-исследовательская деятельность, логика и математика, Куборо и 3D-моделирование, элементы программирования;
- развитие проекта специализированных классов естественнонаучного, инженерного, медицинского, педагогического и авиастроительного направлений, сети технологических кружков;
- развитие конкурсного движения среди обучающихся – участие в НТО, АгроНТИ, ВсОШ. За последние 5 лет Новосибирская область входит в тройку регионов-лидеров по количеству участников, победителей и призеров НТО, конкурса проектов «Большие вызовы», АгроНТИ;
- более 10 лет Новосибирская область входит в «Золотую дюжину» регионов по результатам участия во ВсОШ;
- первая и пока единственная в стране Школа НТИ – лицей №22 «Надежда Сибири»;
- развитие школьного предпринимательства (более 80 школьных предпринимательских компаний, ежегодные победы и призовые места на международном конкурсе «Школьники за глобальное предпринимательство»);
- проект «Политехническая и агротехническая школа» – включение школьников в программы профессионального образования;
- движение WS со школьного возраста (6 место по победителям и призерам);
- система инклюзивного образования, региональная модель психолого-педагогического сопровождения независимо от места проживания;
- развитие системы дополнительного образования всех направленностей, обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, создание 50807 новых мест дополнительного образования на базе образовательных организаций;
- активное развитие сети школьных спортивных клубов, школьных театров, музеев и медиацентров;
- развитие регионального проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни», региональных проектов по видам спорта: «Самбо в школу», «Биатлон в школу», «Лыжи в школу», «Шахматы в школу», «Легкая атлетика в школу», «Футбол в школу», «Баскетбол в школу»;
- взаимодействие с родительской общественностью: успешно реализуется проект «Областное родительское собрание» при министерстве образования Новосибирской области;
- развитие краеведческой исследовательской деятельности, успешная реализация регионального проекта «Народная летопись Новосибирской области» и образовательной программы «Новая Сибирь – мой край родной»;
- развитие сетевых форм взаимодействия за счет ресурсов общеобразовательных организаций, на базе которых созданы и функционируют 147 центров образования «Точка роста»;
- увеличение охвата обучающихся, занимающихся по дополнительным образовательным программам естественнонаучного, технологического и цифрового направлений в созданных стационарном, мобильном и школьном «Кванториумах», центрах «IT-куб»;
- обеспечение доступного образования для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, проживающих в сельской местности и нуждающихся в длительном лечении, находящихся в медицинских организациях, в рамках проекта дистанционной школы «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»;
- на базе 257 (почти 30%) образовательных организаций действуют службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям);
- выстроена система кадетского образования, успешно функционируют три кадетских школы-интерната по разным направлениям профессионального самоопределения, расширяется сеть кадетских классов, созданных на базе общеобразовательных организаций;
- лидеры молодежного движения: региональное отделение РДШ по итогам 2020 лучшее в стране, один из лучших в стране региональный волонтерский корпус, в тройке лучших в стране студенческих отрядов; в каждом колледже региона открыта ячейка Российского союза молодежи;
- с 2020 года Новосибирская область совместно с союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы” (Ворлдскиллс Россия)» стала организатором Национального чемпионата «Навыки мудрых» для лиц в возрасте 50-ти лет и старше;
- активно внедряется новая форма аттестации по программам СПО – демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс;
- в 2022 году в 6 профессиональных образовательных организациях открываются высокотехнологичные мастерские;
- регион занимает 4 место в рейтинге регионов Российской Федерации по участию юниоров в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldskillsRussia);
- НГУ и НГТУ – опорные вузы; НГУ вошел в топ-250 лучших вузов мира и стал третьим среди вузов страны;
- в регионе активно работают 29 муниципальных методических объединений, созданных по основаниям «уровень образования» и «специфика деятельности», создаются ММО руководителей школьных музеев;
- активно реализовывается комплекс мероприятий по внедрению и масштабированию моделей внутришкольного повышения квалификации педагогических работников «Кураторская методика» и «Апгрейд 45 минут, или как развивать в учениках навыки 21 века на каждом уроке»;
- внедряется проект «Сетевой учитель», когда учитель географически удален от обучающихся, а в классе с детьми присутствует тьютор. Все обучение строится через региональную систему дистанционного обучения;
- Правительством Новосибирской области совместно с ПАО «Сбербанк России» реализуется проект «Учитель для России»: за период реализации программы с 2020 по 2024 годы планируется привлечение 120 молодых специалистов;
- по результатам мониторинга Министерства просвещения России Новосибирская область вошла в топ-5 регионов по количеству лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012-2021 годах. В копилке достижений учительства Новосибирской области 3 звания лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России»;
- на базе ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» создан «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Новосибирской области»;
- в общероссийском перечне организаций по итогам федеральной профессиональной экспертизы включены в число осуществляющих научно-методическое сопровождение реализации обновленных ФГОС НОО и ООО более 110 организаций Новосибирской области – это 10% от общефедерального списка;
- 16 программ повышения квалификации, разработанных в НИПКиПРО, по итогам профессионально-общественной экспертизы включены в Федеральный реестр программ дополнительного профессионального образования.