СУДЬБА МОЯ – СТАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ




Железные дороги могут служить лишь «интересам русского народа, средством приобщения к высшим благам культуры – образованию и достатку»
С.Ю.Витте
 
Железная дорога как кровеносная система наполнила экономику района новой силой, смыслом и перспективой.
Сегодня сузунские железнодорожники свято чтят заложенные основателями Великого сибирского пути – Транссибирской магистрали – традиции служения человечеству, имеющие более чем вековую историю.
Свидетели зарождения Транссиба в конце 19 века были бы поражены достигнутыми в начале 21 века технологическими высотами и с удовлетворением отметили бы, насколько верно была оценена роль  железной дороги в освоении Сибири.
За всеми великими делами стоят конкретные, реальные люди и их судьбы. Главное в успехе любого свершения – высокий профессионализм, крепкий характер и железная воля человека. Поэтому наш рассказ будет не только и не столько о событиях 60-летнего пути дистанции пути и станции Сузун. Важное место принадлежит людям магистрали, чьими руками она прокладывалась, кто все эти годы развивал и совершенствовал её структурные подразделения, поддерживал круглосуточный ритм  стальной колеи, чьими достижениями и самоотверженным ежедневным трудом в любое время года, в любую погоду славится дистанция пути и станции Сузун.
Мы с почтением и гордостью  вспоминаем ветеранов Великой Отечественной, которые защищали Родину на полях сражений, на заводах и полях, на стратегических магистралях вместе с фронтовиками ковали Победу.  В послевоенные годы в Сибири существенно выросло промышленное и сельскохозяйственное производство, расширялась разработка месторождений, развивалась наука, что требовало роста пропускной способности  магистрали, увеличение её протяжённости и доступности. Создание в 1961 году Западно-Сибирской железной дороги с центром в Новосибирске открыло для магистрали новый этап развития. Дорога обеспечивала самые мощные в СССР перевозки грузов и пассажиров, тесно взаимодействовала с водным транспортом.
Строительство железнодорожной ветки от Карасука через Сузун до Барнаула внесло серьёзные изменения в развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных потоков, экономических связей, культуры территорий, обеспечило доступность и безопасность общения района с областным центром, бесперебойную круглогодичную доставку грузов и пассажиров. Железная дорога в Сузуне дала невероятный толчок для экономики и социальной сферы территории, новые рабочие места, новую культуру производства. На окраине райцентра на болоте возник железнодорожный посёлок-спутник с детским садом, средней школой с интернатом, ФАПом, клубом, библиотекой, двухэтажными жилыми домами, торговыми предприятиями и современной коммунальной инфраструктурой, которых ранее не было в районе.
Дистанция пути, ПЧ-25, станция Сузун и другие структурные подразделения железной дороги продолжают служить Отечеству и народу: так было, так есть сегодня, так будет всегда, потому что железнодорожники – это патриоты и честные люди. И это тоже традиция!
Татьяна ОЛЬГОВА, начальник отдела культурного наследия и краеведения
 

 
На плечах эту землю держат и несут на себе мастера
Когда-то так начинала своё повествование о почётном железнодорожнике Николае Александровиче Жаркове руководитель школьного музея Анна Илларионовна Бессмертных.
Обычная биография: родился в 1935 году в Сузуне в рабочей семье. Отец и мать трудились в леспромхозе. Николай полностью разделил судьбу послевоенных мальчишек. Десять лет ему было, когда пришла Победа. Помнит, как бежал тогда по лесосеке, разбивая в кровь ноги, торопился обрадовать мать весточкой о том, что кончилась война. Когда Николаю исполнилось четырнадцать лет, его за любовь к технике и кино пригласили на работу в отдел культуры киномехаником. Повезёт, бывало, кино в деревню, а за ним пацаны ватагой: «Дядя! Покажи кино».
Любовь к кино и музыке Николай Жарков пронёс через всю жизнь. Вспоминал: «Надо сказать, что к музыке я всегда был неравнодушен. Особенно любил аккордеон, он был моей несбывшейся мечтой. Одно время учился играть на гармошке. И сегодня передача «Играй, гармонь» — для меня праздник. Очень люблю Заволокиных. Они в своё время много выступали и у нас в Сузуне, в школе. Большим мастером по части игры и налаживания гармошек был отец братьев — Дмитрий Заволокин. Он очень часто выступал, хорошо помню этого талантливого человека».
В 1954 году Николай Жарков пошёл служить в армию, был связистом. Потом умения, приобретённые на службе, очень пригодились. Железная дорога всегда была престижным предприятием, сюда он и устроился. В трудовой книжке Николая Александровича одна запись: 1963-1995 годы — оператор-дефектоскопист. «Трудная и ответственная была работа. Надо было много ходить. От Плотинной до Молодёжной шагаешь по путям, а мороз под 40. В небольшой избушке, откуда мы начинали свой рабочий путь, тоже холодно. С Александром Фёдоровичем Ксёнзом, случалось, и воровали дрова. Холод сопровождал всю рабочую смену. Бежишь, бывало, с Островской в три часа ночи в фуфайчонке, холодно, а что поделаешь, одеться-то больше не во что. Боишься опоздать на поезд. На железной дороге всегда была и есть строгая дисциплина. По дороге замерзает та скудная еда, которую приходилось брать с собой. Но самое главное – это напряжение, с которым приходилось работать всю смену. Всегда чувствуешь, что за твоей спиной безопасность движения, судьбы людей, грузов, техники, результаты работы сотен людей», — продолжая мысль о сложности и трудности своей профессии, Николай Александрович подчёркивал, что транспорт требует полной отдачи сил, внимательности, точности, исполнительности. Здесь нельзя ничего перепутать, пропустить. Трудность и в том, что дефектоскопист всегда на ногах. Сколько километров прошёл Жарков за тридцать два года работы! Их, наверное, хватило б, чтобы обогнуть земной шар по экватору. Но это не просто путешествие, а ответственность ежедневная, ежеминутная. И так день за днём, месяц за месяцем – целую жизнь.
Л. М. Долгова, С. А. Харченко и другие коллеги не раз подчёркивали, что Жарков единственный в нашей дистанции дефектоскопист, который выдержал до конца трудовое напряжение, доработал до пенсии, не изменил своей профессии. Большой Лог – Карасев лог – Плотинная – Обь – Тараданово: такова была зона ответственности Николая Александровича. Восемь лет проходил по участку Родина – Тараданово – Клыгино. Этот путь Николай Александрович любил больше других. Огромные тёмные мохнатые ели и сосны всегда радовали ароматом и прохладой, когда рельсы и шпалы пышут жаром. С ветки на ветку прыгает лесная красавица белка, сыплются на землю мягкие пожелтевшие иголки лиственницы, а рядом полыхает и грустно вздрагивает тоненькая осинка. Тянется к небу с капельками рубина гибкая рябина, ей трудно тягаться с могучими соснами, которые окружили её со всех сторон. «Как не любить эту природу, она приносит самую большую радость. Здесь будто сконцентрировались красота и поэзия нашей великой России, — рассуждал Николай Александрович. — Трудная у меня была работа, но и радость приносила всегда. Шёл я по лесу и каждый пенёк мне сказку рассказывал, каждая берёзка песенку пела».
Николай Александрович по складу характера был романтиком. Об этом много говорили его коллеги по работе, сослуживцы: «Есть у Жаркова изюминка в поведении, даже во внешнем виде. Всегда с улыбочкой, наглаженный, со вкусом одетый, обходительный, уважительный. У него золотые руки, недаром на его доме висит табличка «Усадьба образцового состояния». Он, как магнит, всегда притягивает к себе людей. Там, где Жарков, всегда шутки, смех. Да и о серьёзном с ним можно поговорить. Он ведь столько прочитал книг». Сам Николай Александрович об этом рассказывал так: «Читал запоем. «Молодую гвардию», Драйзера читал по всем ночам. Бывало, будильник звенит: на работу надо собираться, а я совсем не спал».
В 1994 году ему было присвоено высокое звание «Почётный железнодорожник». Николай Александрович ушёл из земной жизни. Но память о нём живёт в сердцах тех ребят, которых он обучал нелёгкому ремеслу дефектоскопии. Они и сейчас ласково называют его: «Наш дед».
 Галина ЖЕЛЕЗНОВА,                                                           по материалам музея Боевой славы школы № 301 им. В. А. Левина
                                                     
 

D:\Елена Земляницкая\День жд, Мельников А.С..docx
Приказ министра № 221
Александру Сергеевичу Мельникову (на снимке) можно позавидовать: за свою трудовую биографию он был награждён 56 раз!
О его профессионализме, высоких организаторских способностях, умении общаться с людьми, его человеческих качествах: порядочности, честности, ответственности – говорят все, кто когда-либо с ним сталкивался.
Как и большинство мальчишек военной поры, Саша Мельников рано потерял отца. Его мама Ольга Ивановна растила четверых детей. Саша был старшим. Пришлось ему поработать на лесозаготовках. Ворочал брёвна такие, что не каждый взрослый бы справился. Об этом этапе жизни Александр Сергеевич вспоминал так: «Лесозаготовка подобрала всех ребят и девчат. Отказаться нельзя – время военное. Пытались некоторые убежать. Да куда там убежишь – кругом охрана».
Победа пришла с радостью и слезами в маленькое удмуртское село Чёрный лог. Мужчин пришло домой совсем мало, да и те калеки. И опять вся нагрузка выпала на женщин и подростков. Потом наступила пора идти в армию. Возвращался со службы с твёрдым намерением уйти из колхоза, учиться, получить специальность. Да только из колхоза не было пути, паспорта не давали, а куда без паспорта уедешь?
С образованием пять классов поставили Александра работать бригадиром. Очень не хотел – пришлось. Не гордился молодой бригадир положением, обращался за помощью и советом к старшим, старался понять ровесников и чувствовал, что люди к нему тянутся, доверяют. Когда же появилась возможность уехать из Удмуртии, жил в Казахстане, а в 1963 году переехал в Сузун, где шло строительство железной дороги.
Тридцать лет проработал на транспорте. Было трудно и сложно, особенно потому, что не хватало образования. Вот и пришлось уже семейному человеку «штурмовать» восьмой класс. Правила, упражнения, задачи постигал ночами, а наутро к восьми часам отправлялся на работу.  Дисциплина – это первое дело на транспорте. Для Мельникова дисциплина измерялась не только временем, но и энергичностью, подтянутостью, доброжелательностью и требовательностью, прежде всего, к себе. Четыре года был простым рабочим, потом поставили бригадиром. И опять встал вопрос об образовании. Пётр Дмитриевич Серушков настоял на курсах переподготовки, пообещал позаботиться о семье. И действительно, пока Мельников постигал науку, семья перебралась, с помощью Серушкова, в собственную квартиру. После курсовой подготовки стал увереннее чувствовать себя на работе, а Пётр Дмитриевич соблазнял учиться дальше. Поступил Александр Сергеевич в Карасукский железнодорожный техникум. 
Заочная учёба требует постоянной работы над собой. Надо ездить на сессии. А тут началось строительство вторых путей. В это время Александр Сергеевич уже работал мастером, и на нём лежала большая ответственность за эти новые пути. На учёбу времени катастрофически не хватало. Всё труднее было учиться без запаса знаний средней школы. Иностранный язык просто рубил Мельникова под корень, учёбу, к сожалению, пришлось бросить. Зато через много лет мечту отца о высшем профессиональном образовании осуществила старшая дочь Вера. Она работала в Карасукском отделении железной дороги до выхода на пенсию.
Высокое звание «Почётный железнодорожник» было ему присвоено 8 июля 1993 года приказом министра путей сообщения № 221. Двадцать лет проработав мастером, последние годы – старшим мастером, Александр Сергеевич уверен, что транспортная система будет работать без сбоев, если обслуживать её будут люди честные, работящие, грамотные.
Галина ЖЕЛЕЗНОВА,                                                            по материалам музея Боевой славы школы № 301 им. В. А. Левина