Час на дебаркадере

Группа ветеранов из Ордынского посетила одну из достопримечательностей Новосибирской области – старый дебаркадер, расположенный в нескольких километрах от здания бывшего рыбозавода (по направлению к Новому Шарапу).

Лыжный сезон у нас получился насыщенным – участвовали в нескольких соревнованиях, традиционном звездном лыжном переходе, Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России-2022». Чтобы достойно завершить зимний сезон, решили сделать еще один переход. Долго обсуждали маршрут. И тут наша активная спортсменка Татьяна Трушина предложила:

– Недалеко от рыбозавода есть заброшенный дебаркадер, я в интернете посмотрела – он входит в число достопримечательностей Новосибирской области. А ведь в этом году области 85 лет. Давайте сходим!

Предложение поддержали. Правда, их тех, кто хотел принять участие в лыжном переходе, осталось только трое – Татьяна Трушина, Ольга Митько и автор этих строк.

– Самые смелые! – подытожила Ольга Владимировна.

Ни крепкого морозца, ни ветра мы не побоялись. Но, как оказалось, настоящий экстрим еще ждал нас.

Добравшись до территории рыбозавода на машине, мы надели лыжи и пошли бором. И в этом была наша ошибка. Пришлось передвигаться по частым проталинам, где на прошлогодней траве то и дело попадались сосновые шишки.

 – А если попробовать по реке? Мне кажется, там еще вполне безопасно, – заметила Ольга Митько.

Мы последовали ее совету. Идем, от берега не удаляемся. Километра полтора прошли – показалось здание. Так это и есть дебаркадер? Татьяна Трушина уже бывала тут, подтвердила – да, это он. 

И вот мы на месте. Сразу бросается в глаза разница между основательным бетонным корпусом и деревянной надстройкой судна: корпус, похоже, еще не одно столетие простоит, а дерево постепенно приходит в негодность, стареет. Интересно, когда же был построен дебаркадер? Но сначала – значение этого слова. Дебаркадер – в переводе с французского платформа, причал, перрон, пристань, а еще – выгружать, высаживать на берег; дебаркадер – элемент транспортной инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки. К сожалению, год постройки в интернете не удалось найти. Сказано только, что дебаркадер в порту-убежище Ордынское сооружен по проекту плавучей пристани, построенной на Батуринской судоверфи в 1962 году.

Обветшавшее судно, хранящее историю, встречает нас пустыми проемами окон, в которых свободно гуляет ветер. Этот объект, как нам сказали, находится в частной собственности, и хозяин приставил к высокому корпусу лестницу в несколько ступенек. Можно без риска для жизни подняться, провести экскурсию – двери настежь!

Поднимаемся, идем по прогнившему местами полу. Ощущается дыхание истории. Вот узкое окошечко для кассы – здесь продавали билеты на пароход или теплоход; вот просторное помещение, видимо, для отдыха пассажиров. А это что такое? Современная кровать, да еще с зеркалом! Вот это да! Выходит, старый причал обитаем.

В следующей комнате, если можно так сказать, мы увидели полуразрушенную печь.

 – Никогда бы не подумала, что на речной пристани может быть печь, – удивляется Ольга Митько. – Согревала людей, а может, и чай кипятили…

Передвигаясь, соблюдаем осторожность: в полу есть открытые люки. Их предназначения нам не понять. Главное – не провалиться.

На старом дебаркадере холодно: сплошные сквозняки. Но пока все не осмотрим, не уйдем. Хочется постоять под аркой, которая на удивление хорошо сохранилась. Можно представить, как она выглядела сразу после постройки. Украшение сделано мастерски, на совесть. И хорошо, что его пока не коснулось время.

…Уходим. Выглянуло солнце, и старые стены как будто стали светлее, от них повеяло теплом. Смотрим – и представляем, как когда-то здесь причаливали суда, толпились люди. Да, советское время стало историей. Дебаркадер еще держится, но его век все же подходит к концу. И вместе с ним уйдет частичка прошлого…

Татьяна Алексейцева/”Ордынская газета”. Фото автора